Сергей Наумов: «Гибридный подход – один из будущих стандартов в сфере 1С»

14.03.2023     

На конференции Infostart Event Moscow Premiere мы пообщались с Сергеем Наумовым – руководителем проектного отдела «Корпоративные финансы» в компании WiseAdvice. Сергей рассказал, как в WiseAdvice построено управление проектами и как решают задачу с дефицитом специалистов.

 

 

Сергей, с 2016 года вы – постоянный гость и докладчик нашей конференции, для каждого выступления выбираете новую тему: были доклады про СКД, про интеграцию, про бюджетирование, про моделирование бизнес-процессов... И последние два года вы с Марией Темчиной организуете секцию по управлению проектами. Как вы все это совмещаете, и какие темы привлекают вас на нашей конференции сейчас?

Сам удивляюсь. Мне все интересно. Наша сфера замечательна тем, что, можно переключаться между разными областями деятельности: когда мне надоело программировать, мне захотелось больше общаться с людьми, я начал руководить проектами и выступать в качестве аналитика. Потом я ушел в промышленную разработку, работал в фирме «1С». Потом я решил попробовать себя в управлении, мне понравилось организовывать людей и строить процессы. А потом стал заниматься проектами по бюджетированию – это очень интересная сфера. По сути, бюджетирование – это попытка поставить себе цель, сформировать образ будущего и к нему стремиться. Мне нравится сама организационная идея строить такие системы. 

Что касается выступлений на этой конференции, у меня нет приоритетов, чтобы сказать, что на эту секцию я пойду, а вот на эту – не пойду. Каждый раз нравится что-то новое. Нравится слушать моего коллегу Олега Филиппова. Нравится слушать Андрея Овсянкина... Я не могу выделить конкретно какую-то тему, за которой я буду охотиться.

 

 

Гибридный подход в управлении проектами: «Waterfall ПЛЮС Agile» вместо «Waterfall ИЛИ Agile»

В этот раз вы с Марией Темчиной организуете круглый стол на тему «Тренды проектного управления». А какие проектные технологии вы сами считаете трендом последнего времени?

Я считаю трендом гибридные подходы к управлению проектом, потому что выполнять проект по чистому «Водопаду» в нашей отрасли невозможно. Даже те, кто утверждает, что работают по «Водопаду», обманывают себя.

Что такое автоматизированная система? Это не только программный продукт, который мы выбрали для автоматизации. Это еще и персонал, который обучен работе с продуктом. И это инструкции, по которым персонал использует программный продукт. 

Например, у нас есть регистр сведений «Цены», куда нужно забивать данные вручную. Будут ли пользователи этим пользоваться? Я сомневаюсь: они будут саботировать внедрение такой системы. Есть и другая крайность: есть навороченная обработка, которая анализирует данные всех конкурентов и автоматически подгружает данные в регистр сведений цен. Нам часто приходят такие запросы в требованиях. Пользователь будет счастлив получить такую функциональность? Да. Полезно ли это для бизнеса? Бизнес вложит очень большие деньги в такую систему, а ценность получит невысокую. Здесь важно соблюдать баланс. 

Для соблюдения баланса между интересами бизнеса и интересами пользователя гибридные подходы наиболее эффективны. В рамках гибридного подхода мы на первых этапах работы проводим тщательный анализ и выбираем «золотую середину». Проектируем систему так, чтобы ей и пользоваться было удобно, и стоимость создания такой системы укладывалась в ожидания бизнес-заказчиков и не превышала запланированные показатели.

В чем, на мой взгляд, основная ценность Agile? В том, что мы на этапе разработки часто и быстро получаем обратную связь от пользователей. Разработку удобно вести небольшими спринтами, получая частую обратную связь от пользователей, но при этом находиться в рамках процессов и целей, которые определил бизнес для создания автоматизированной системы.

После завершения разработки удобно вернуться к «Водопаду»: на этапах ввода в действие, опытной эксплуатации, промышленной эксплуатации. Эти этапы легко планируются, содержат понятный состав работ, чтобы запустить автоматизированную систему.

На мой взгляд, гибридные подходы – один из будущих стандартов в нашей отрасли. Крупные заказчики хотят более формализованный подход, они не готовы работать по гибким методологиям и хотят контракты с фиксированной ценой. Гибридные подходы к управлению проектами как раз помогают эффективно добиваться своей цели. В моем отделе действует гибридная технология выполнения проектов. 

Вы ее недавно внедрили?

Разработка началась в марте 2021 года. Ушло 4-5 месяцев на запуск технологии, но, когда мы ее запускали, сразу начинали использовать ее элементы.

Например, один из проектов пришел к нам после этапа, когда было написано большое и красивое техническое задание. Но с началом разработки мы забуксовали. Мы сразу перестроили разработку на спринты, параллельно запустили уточнение требований через небольшие ЧТЗ, и ситуация исправилась.

Как только мы эту технологию описали, обучили людей, в этот же момент ее сразу и обкатали. У нас 11 проектов выполняются по новой технологии. Первые результаты меня очень радуют.

 

Доклад Сергея Наумова «История разработки и внедрения параметрической гибридной проектной технологии».

 

Насколько повлияла на выбор этой технологии ситуация последних лет? Например, то, что люди уходят на удаленную работу? Как вы в целом к этому относитесь?

К удаленной работе отношусь положительно. В моем отделе 6 руководителей проектов: из них 3 работают полностью удаленно, еще 2 работают попеременно из дома и офиса, и только один сотрудник постоянно посещает офис. 

Что касается проектной технологии – я не стал бы ее связывать с удаленной работой. Но удаленная работа предъявляет определенные требования к работодателю. Например, нужно предусмотреть для сотрудников единое пространство для коммуникаций. Мы для этого используем Confluence: он позволяет не терять информацию и обсуждать рабочие задачи в одном месте. 

Кроме того, удаленная работа предъявляет определенные требования к конструктивному письменному общению, к умению излагать свои мысли в письменном виде и к четкости постановки задач.

 

 

О «кадровом голоде в сфере 1С» и возможных вариантах решения для этой задачи

К самим ИТ-специалистам тоже повышаются требования. Как вы решаете проблему с недостаточной подготовкой квалифицированных кадров?

Я считаю, что недостаточность подготовки кадров у нас в отрасли – это миф. Проблема в том, что существует большой спрос на специалистов, и ожидания работодателей не соответствуют тому специалисту, который приходит с рынка.

Несмотря на старания нашего вендора, у компаний сильно отличаются технологии, которые они применяют в работе. Да, у всех есть что-то общее: мы с коллегами заимствуем что-то из технологий корпоративного внедрения и быстрого результата, которые разработал наш вендор. Тем не менее каждая компания привносит в процессы разработки много своего. 

Важно привести специалистов к единому знаменателю, чтобы понять, насколько специалист квалифицирован для выполнения той работы, которую на себя берет. Для решения этой задачи в отделе я записал видеокурс. Когда специалист приходит в нашу компанию, в первые недели он обучается: знакомится с шаблонами документов, нашими инструментами, сдает тест и только после этого выходит на проект и приступает к выполнению своих обязанностей. 

Когда все специалисты одинаково обучены, становится видно: глобальной проблемы с недостатком квалифицированных кадров на рынке нет. Проблема есть в том, что кадров меньше, чем требуется рынку.

Вы много говорили о проектах. А где в этом всем есть место технологии? Насколько в ваших проектах сильна технологическая сторона?

В наших проектах очень сильна технологическая сторона. Недавно мы подключили СППР к системе Confluence. Мне было интересно это сделать, и я в своих выходные сам сделал интеграцию. 

Если мне что-то интересно, я стараюсь это изучить, посмотреть. Например, когда я докладывал про тему моделирования, я с удовольствием погрузился во все многообразие аннотаций и языков, чтобы построить у себя в голове целостную картину. Для этого пришлось очень много читать.

Вы рассказали, как готовите кадры. Но когда они выросли, и их нужно мотивировать, как вы оцениваете труд ИТ-специалистов?

У нас действует стандартная система грейдов. Младший грейд – консультант, который может проконсультировать по программе. Затем аналитик – специалист, который обладает приемами анализа, выявляет требования пользователей, соотносит требования с тем, как работает система, ставит задачи на доработку. И дальше идет архитектор. 

Я часто сталкиваюсь с таким типажом консультантов, которым не хочется осваивать новые приемы анализа, смотреть в регистры. Зато им хочется больше знать про ERP. Например, консультант уже знает продажи и закупки, а теперь хочет разобраться с бюджетированием и регучетом. Это горизонтальный рост. Для такого роста есть отдельная приставка «ведущий». 

Если человек знает, как консультировать по программе, то с точки зрения вертикального роста следующий грейд для такого специалиста – аналитик, а с точки зрения горизонтального роста – ведущий консультант. 

У вас разработчики и консультанты в команде четко поделены по ролям? Или в ваших проектах нужны универсальные специалисты?

Недавно я получил сертификат Скрам-мастера. На тренинге по подготовке нам рассказывали про T- и I-компетенции. Считается, что в Скрам-команде нужны специалисты с T-компетенциями, чтобы они пересекались между собой. Это, конечно, идеальная ситуация. 

Когда я начинал работать в 1С, мы все были внедренцами: мы и программировали, и консультировали, и обучали. Но сейчас программные продукты, которые мы внедряем, стали настолько сложными и объемными, что знать продукты с точки зрения пользователя и знать их изнутри, с точки зрения разработчика, сложно. Пытаться совместить эти роли не стоит, но компетенции должны пересекаться. 

Я учу аналитиков использовать консоль запросов, писать запросы. Учу их делать несложные формы в конфигураторе… Это позволяет эффективнее справляться с задачами, повышает эффективность всей команды, снижает вероятность конфликтов, когда разработчик не понимает, что от него хочет аналитик.

 

 

Как начать карьеру в IT

Как вы считаете, с чего стоит будущему ИТ-специалисту начинать свою карьеру?

Пробовать всего по чуть-чуть. Как бы мне ни хотелось, чтобы создание автоматизированных систем было ремеслом – это невозможно. Все-таки ИТ-специалист в нашей отрасли должен обладать творческими навыками, ведь мы именно создаем автоматизированные системы.

Творчеством сложно заниматься, если тебе это не нравится. Чтобы стать хорошим ИТ-специалистом, нужно найти то, что тебе интересно.

Насколько для ИТ-специалистов важны soft skills?

Если говорить про аналитиков и консультантов, важность soft skills большая. Мы работаем с людьми, и зачастую саботаж может быть вызван личными особенностями нашего контрагента или специалистов, с которыми мы взаимодействуем. Нужно уметь найти подход к людям. 

Что касается специалистов по разработке, здесь ценность soft skills отходит на второй план. Но автоматизированная система – это не только про код, но и про командную работу. Разработчикам важно уметь работать в команде, уметь слушать коллег и позитивно воспринимать критику, которую они получают на свои решения, когда сдают работы.

 

 

Поделитесь впечатлениями о сегодняшнем мероприятии. Половина первого дня прошла, что вы можете сказать об организации конференции?

Вы в очередной раз превзошли себя. Очень стильно организовано, мне нравится, как все оформлено, классная площадка, все на высшем уровне. 

Несколько пожеланий гостям конференции и участникам сообщества?

Общаться между собой. Самые интересные идеи рождаются, когда кто-то подходит ко мне поспорить о тезисах доклада или обсудить, как можно было бы применить то, о чем я рассказываю, в конкретной ситуации. 

Общение – одна из главных ценностей конференций Инфостарта. Рекомендую не стесняться, общаться с докладчиками, задавать вопросы, примерять рассказанное на свои ситуации, думать, как из этого можно извлечь пользу, чтобы прийти в понедельник на работу и начать внедрять то, о чем здесь рассказывают.
 

https://infostart.ru/events/


Автор:
Виктория Дорохина Аналитик


Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Рейтинг 1-го уровня
3. RedAllert 16.03.23 09:36 Сейчас в теме
Хм.. несколько двоякое впечатление от прочтения.Аналитика учат работать с консолью и смотреть в регистры :)) , рисовать формы - улыбнуло.Хороший аналитик и архитектор это в первую очередь практика, практика, практика построения и внедрения различных бизнес -процессов на предприятии помноженная на навыки программирования и использования современных и актуальных технологических решений в 1с. Спринта, водопады это все интуитивно понятно.Любая сложная и комплексная задача разваливается на мелкие шаги...Проблема в том что не программирующему архитектору или аналитику недоступна актуальная архитектура решений.Можно научить человека программировать на 1с, но без опыта решения на"земле" он практически бесполезен вне проектной работы.Отсюда и недостаток специалистов 1с.Потому что уровень подготовки требуется различный для решения тех или иных задач и зависит от уровня организации в которой эти задачи решаются.Парадоксально, но тут невозможно вывести какую-то определенную формулу знаний для специалиста 1с, ибо она будет зависеть от уровня подготовки и знаний пользователей системы.На все это ещё накладывает серьезный отпечаток и современная архитектура решений от самой 1с, которая была рассчитана для автоматизации ну максимально среднего бизнеса и работает мягко сказать сейчас не очень даже для этого уровня.Достаточно заглянуть и капнуть ту же розницу для того чтобы понять какой чертов ад там творится...в простых бизнес -процессах и как все это хреново по другому не скажешь работает.Взглянешь на этот код и кровь из глаз.Тут на днях прилетали задачи из прошлого, нужно было создать в 1с 7.7 документ, журнал, формы и т.д.Как я кайфовал когда это делал, когда увидел свою конфу, которая до сих пор работает от простоты и изящества, компактности и лаконичности.Это на меня произвело неизгладимое впечатление.
German; tdv2005; CK3; support; biimmap; +5 Ответить
1. support 4484 14.03.23 21:10 Сейчас в теме
2. ITEkb 15.03.23 08:14 Сейчас в теме
После курса Марии Темчиной статья воспринимается более широко и понятно.
Спасибо.
Оставьте свое сообщение
Видеозаписи всех дней и потоков:
101 доклад с презентациями спикеров