Дмитрий Решитко: «Чтобы зайти в западные компании, платформе 1С нужно приобрести вес»
INFOSTART EVENT продолжает расширять горизонты, превращаясь в событие мирового значения. В числе участников в этом году и наш заокеанский гость – Дмитрий Решитко, руководитель отдела разработки C.T. Consultants Inc., Монреаль.
– Дмитрий, что можете сказать о конференции?
Хорошая организация, квалифицированный персонал, я не испытал практически никаких проблем, ни при заселении, ни в навигации по комплексу. Все очень хорошо организовано. Сами доклады интересные, особенно в зале «Аврора», где больше всего информации было по моему профилю. Ребята толковые, интересные моменты из практики, по Postgres тема глубоко проработана. Все на высоком уровне. Огромное количество участников, конечно, вызывало определенную суету, но это неизбежно.
– Вы ведь приехали так издалека, по всей видимости, с серьезными намерениями?
Не стану лукавить, меня пригласили, и было бы некрасиво отказаться. Тем более, что пригласили меня люди, которые, скажем так, закулисно являются моими конкурентами по той теме, в которой я работаю. Поэтому это даже вдвойне приятно, что их не волнует конкуренция, а интересует результат. Я это уважаю, и ради этого стоило приехать.
Во-вторых, тема, с которой я выступал, она, с одной стороны, очень широко распиарена, но при этом она остается довольно сложной. И я хотел донести определенные аспекты тестирования, которые, как мне кажется, до этого не так сильно затрагивались и докладчиками, и в принципе на просторах информационного блога 1С.
– Какие вы могли бы назвать перспективные тенденции на рынке решений в области тестирования?
Вопрос очень сложный, потому что любая тема без хайпа просто отмирает, какой бы хорошей она ни была. Поэтому определенный ажиотаж нужен. Только так выживают вещи и технологии, как бы печально это ни звучало.
Но обратная сторона медали в том, что коллективам, которые пытаются заняться этой темой, очень сложно разобраться среди всего потока информации и выбрать для себя ту истину, которая для них подходит. Даже само количество инструментов тестирования говорит о том, что тема актуальная. С одной стороны мы, вроде, имеем инструменты, только бери и используй. Но с другой, это говорит о том, что если инструменты создаются, значит, какие-то аспекты все еще не покрыты.
Я думаю, сегодня тема тестирования покрыта методологически глобально. Но с практической точки зрения она закрыта от рядового разработчика, которому на сегодняшний день просто не по зубам осилить ту сложность бизнес-процессов, которую привносит комплексное тестирование. У него есть выбор: тестировать вручную либо подождать, пока в его компании начнут централизованно внедрять какую-то серьезную методологию.
И фокус на тестирование, которое происходит в процессе программирования, размыт. Я имею в виду ту практическую часть работы программиста, которая начинается с кнопки F5 в конфигураторе, все то, что начинает делать разработчик. На сегодняшний день есть статьи, которые описывают, но все-таки это больше об инструментарии, о положительных качествах программного продукта. Но не много ответов на такие вопросы, как: нужна ли эталонная база; что такое начальная фаза; как запускать сценарии, делать это до, во время или после написания кода; почему тестирование, которое вроде бы должно давать определенные результаты, через некоторое время становится нагрузкой на программистов и выносится за двери отдела программирования.
Речь о том, что тема вживления тестирования в сам процесс разработки на сегодняшний день, мне кажется, полностью не раскрыта.
– Есть ли на рынке какие-то технологии, с которыми 1С-специалисты, особенно из небольших компаний, могут преодолеть те трудности, о которых вы рассказали?
Я на конференции рассказывал о Тестере – открытой, бесплатной разработке. На сегодняшний день там порядка 160 страниц документации, все опубликовано. Я бы предложил ребятам, которые что-то пробовали, и у них не получилось, использовать этот альтернативный инструмент по тестированию.
Чем он отличается от всех остальных инструментов? Тем, что очень легко ложится под любую методологию. Это просто инструмент, который любой разработчик может взять на вооружение без глобального пересмотра своих каких-то даже моральных принципов, которые он испытывает по отношению к программированию. С другой стороны, использование этого инструмента позволяет программисту оставаться в фокусе, что очень важно в вопросах программирования.
Есть еще очень хороший побочный эффект – самоорганизация и развитие программиста как профессионала. Умение протестировать в автоматизированном режиме свою работу – это не просто административная часть сделки с компанией, в которой ты работаешь, это непосредственно продвижении вперед как профессиональной личности.
Тестер, о котором я говорю, появился благодаря тому, что в свое время другие инструменты, как, например, сценарное тестирование от 1С, нам не подошли. Он очень специфичный, идеологически он отличается от всего, что сегодня есть на рынке. Но опять повторю, что он очень хорошо гармонирует: его можно использовать совместно с Vanessa-Behavior или со сценарным тестированием, либо использовать самостоятельно.
– Вы как-то систематизируете и используете накопленный опыт? Может, для решения аналогичных задач и обучения новых сотрудников, повышения уровня квалификации. И как вовлекаете участников команды в проект?
Вопрос, конечно, больше управленческого плана. Но скажу, что каких-то особых достижений с моей стороны нет. Все держится на личном факторе. Я подбираю ребят согласно их квалификации. Первое, что проверяю – наличие сертификата 1С-специалиста уровня «Профессионал», потом уже можно будет сдать на «Специалиста».
Про «Экспертов» мы не говорим, поскольку так сложилось, что я работаю на том поле, где все решения нужно писать с нуля. Это, как правило, кастомные проекты, очень специфичные, двуязычные. В связи с этим больше требований все-таки предъявляются к программистам как к программистам. «Эксперт» – это квалификация выше, и в этом есть большая правда. Но очень большая составляющая знаний этих специалистов основана на тиражных продуктах и вообще всех подходов, которые реализованы в 1С. А те люди, с которыми мне приходится работать, у них таких знаний, во-первых, может и не быть, особенно, если это не русскоговорящий сотрудник. А во-вторых, требовать такой сертификат нет практической необходимости.
По поводу повышения квалификации. Сначала у сотрудников есть сертификат 1С-специалиста, потом просто идет постоянная работа с людьми. Нет какой-то особой методики, подход индивидуальный, потому что у нас команда небольшая. И это не формализованный процесс обучения с налаженной методикой и производством программных продуктов на широкую ногу.
– А как вообще происходит подбор сотрудников? Всегда представляется, что 1С – это что-то исключительно российское. Но за границей и законодательство отличается, и другая бизнес-логика.
Тут есть такой нюанс. В компании, в которой я работаю, уже было очень много сотрудников, много специалистов разных областей, и системные администраторы, и программисты. Они работают у крупных заказчиков – в банках, в телекоммуникационных компаниях. Есть и ряд внутренних проектов. И, естественно, там используются инструментальные средства. В основном Java и С++. Когда мы начали развивать тему 1С, начали покрывать немножко те проекты, которые умирали. Потихоньку один проект за другим реализовывали, и руководство просто увидело, что это надежная платформа с технической точки зрения, она не сложна в освоении, не требует каких-то специальных знаний от сотрудников, которые уже работают в компании. Так что «чистого» 1С-ника искать на просторах Северной Америки даже и не приходилось. Мы привлекаем тех людей, которые есть.
В работе также ряд других проектов, куда мы приглашаем сотрудников из СНГ. Но это не очень релевантный опыт, потому что проекты очень специфичные под личные договоренности.
– Вы с командой занимались локализацией 1С-решений? Ваш коллега рассказывал мне, что самое сложное в проекте, который он делал для зарубежной компании, было перевести бухгалтерию с учетом их ментальности. Потому что там люди видят те же процессы совсем иначе и работают по другим привычкам. Приходилось подстраивать бизнес-логику под системы заказчика?
Да, приходилось. Но тут я выскажу непопулярное мнение. Много лет назад у меня был опыт адаптации российских решений под Молдову. Это маленькая страна, и нам казалось, какие могут быть проблемы? Берем 1С решение, меняем/добавляем печатные формы, удаляем рубли, добавляем национальную регламентированную отчетность, пара месяцев и все готово! Но на практике получилось так: где-то через года два в муках родилось локализованное решение, которое было не стыдно продавать.
Стоит отметить, что тогда не существовало отлаженной системы по локализации, все затраты полностью ложились на плечи фирмы, а полученное через годы работы решение твоим не становится, и с твоей компанией не ассоциируется. Учитывая, что защитить не свое решение нельзя, спустя некоторое время уже половина частников страны продают тобою локализованное решение, от которого тебе толку ноль. И винить тут кроме самих себя некого.
А непопулярность мнения в том, что если у вас есть необходимость в решении под рынок, в вашей компании налажены процессы разработки и есть возможность кормить года два надежных и хороших специалистов, тогда напишите его сами. Полученное решение, вероятнее всего, не будет таким же напичканным и универсальным по функционалу, как типовое от 1С. Но сам факт того, что оно написано вами на том уровне абстракции, на котором вы находитесь, принимаемые решения будут обоснованы с пониманием зачем, и что вы делаете. А не отданы на откуп «им там виднее» с радикально противоположным «и там виднее» в очередном релизе. Вы пишете код под реальность, в которой живете, и знаете как и куда это решение развивать в дальнейшем. В итоге получите ассоциированное с вашей компанией решение, с высокой пригодностью для реального заказчика того рынка, под который вы пишете. Это освобождает вас от большой части обязательств перед вендором, начиная от оформления документации и заканчивая устанавливаемыми ценами на облачный доступ.
– Расскажите о своем опыте автоматизации учета в Канаде. Есть какая-то интересная специфика?
Есть, конечно. Первое, с чем приходится сталкиваться – это нетерпимость пользователей. Программа может быть в несколько раз хуже по функционалу, но она должна быть идеальна с точки зрения пользовательского интерфейса. То есть там очень высокие требования именно к юзабилити.
Если на демонстрации людям показываешь программу, в которой можно сделать распределение допрасходов на их поступления, они этим не сильно заинтересуются. Они понимают, что это хорошо, но если они не увидят эргономичного интерфейса, если нужно будет нажимать на 10 кнопок больше, чем они привыкли, то они не увидят ценности продукта. Вот такая есть проблема.
Еще один момент – с точки зрения самого учета. Тут проблема в людях, точнее, в их низкой квалификации. У наших бухгалтеров она значительно выше. Это связано с тем, что у канадцев нет строгого деления. Как правило, в компании из 10-15 человек нет классического бухгалтера. Там просто сидит кто-то типа счетовода, который может вносить документы в совершенно хаотичном порядке. Или если бухгалтер видит какие-то расхождения из-за неправильно рассчитанных налогов, он просто вручную вводит в свою систему запись на нужную сумму, и все. А если, предположим, была какая-то скидка, то ее с минусом вводят прямо в документ как услугу.
Это, конечно, полный атас. И бороться с этим, объяснять, что это неправильно, не получается. Руководители компаний не готовы об этом даже думать, потому что у них есть отдельный бухгалтер, которому они платят, и считают, что это его забота – следить за учетом.
В крупных компаниях немного по-другому. Там уже есть отдельные департаменты, которые работают иначе, но там и запросы уже другие. Когда слышат, что офис в Москве, обещают подумать, перезвонить. Но дальше дело не идет. А иногда, когда людям показываешь возможности программы, как можно быстро адаптировать, они даже не верят, что это мы сделали, а не кто-то другой. Поэтому нужно, чтобы платформа 1С имела какой-то вес, чтобы зайти в крупные западные компании.
Нередки случаи, когда вообще ничего не понятно. Вот буквально пару недель назад ходили в организацию на демонстрацию CRM, руководитель организации – друг руководителя компании, где я работаю, и с которым мы туда ходили. Оказалось, что на это же время у них была назначена встреча с представителями Microsoft Dynamics CRM (а встречи планирую задолго заранее), и его друг был с ними, в другом конференц-зале! Итог трехчасовой демонстрации – все довольны, но их шефа с нами не было, он выбрал Microsoft, хотя разница в ценах с нашим предложением как минимум на один 0 меньше. Можно было бы свалить на мой кривой акцент, но демонстрацию вел коренной канадец.
Другой пример. Ходили на демонстрацию производства для компании, занимающейся пищевыми полуфабрикатами. Терзали нас несколько часов, показали им все основные процессы, ответили на большую часть вопросов. Под конец они даже разоткровенничались, сказав, что у них и трети из того, что мы им показываем, нет в их текущей системе. Итог? Никакого. В наших странах обычно после таких демонстраций или контракт, или какое-то текущее взаимодействие, или, в конце концов, понимание, что не так.
Так обстоят дела сейчас у нас в организации. Однако является ли это общими тенденциями для всей Северной Америки, я сказать не могу. К нам приходили другие специалисты, предлагали свои бизнес-схемы, рассказывали, что можно сделать резервацию на базе заказов поставщикам и заказов покупателей. Но это классика, мы такое прошли уже. В то же время, за установку программы на 50 пользователей просят порядка 5-10 млн долларов. А это даже ниже среднего уровня внедрения по России.
– Когда на одной пресс-конференции в Лукойле я спросил, почему проект внедрения SAP ERP у них в холдинге длится больше 15 лет и края не видно, единственное, что мне смогли ответить: «Без комментариев».
Возможно, есть и успешные проекты. Но учтите, что специалист по SAP берет 150 долларов в час и выше. И переломить этот ход событий – нелегкая задача. Но есть, с кем конкурировать, есть рынок, где можно развиваться. И он очень сложный. Не такой, как мы думали раньше, лет 10 назад. У нас, вроде, есть и методика, и поддержка, и скорость разработки. А на Западе много бесплатного софта. И компании до 50 человек могут использовать Excel и Access, им этого достаточно. Так у них устроена жизнь, и сломать это тяжело.
Им предлагаешь сэкономить на операционных расходах, но до них это тяжеловато доходит. Даже тем компаниям, для которых автоматизация – часть их бизнеса, порой, тяжело объяснить, какие возможности дает качественное внедрение ИТ. Возможно, дело в экономической стабильности, и они ничего не хотят менять.
– Просто боятся, что станет хуже?
Возможно. Но знаете, средняя компания не может себе позволить штатного программиста. В России в любую компанию может прийти 1С-программист и наладить учет. А в Канаде такого нет. Там программиста может нанять только крупная корпорация. Потому что более или менее хорошие специалисты получают от 100 тысяч долларов в год. А чтобы разработать какой-то функционал, нужен винегрет из программистов: системный администратор, человек, который будет делать что-то на скрипте, мобильный разработчик, бизнес-аналитик. И вот их собирается уже 4-5 человек, и они начинают потихоньку работать. Потом вся эта «братва» зарплату требует, и их бюджет исчисляется миллионами. А строят они систему на 150-200 пользователей, которая выполняет какую-то банальщину.
Далеко ходить не надо. У нас есть компания, которая находится на технической поддержке. Она работает на софте, написанном 17 лет назад. Это программа для 30 активных пользователей, максимум. И все, что она делает – принимает заказы/заявки и следит за продажами. Даже программа «1С:Торговля 7.0» больше делает. Там ни о каких проводках речи не идет. За обслуживание этой программы они платят около 200 тысяч долларов в год. И ее поддерживают до сих пор. Сломать такую ситуацию пока нереально.
– Видимо, что-то должно произойти, очередной кризис, чтобы взбодрить людей.
Может быть, не знаю.
– Дмитрий, если бы вы могли вернуться в то время, когда были молодым специалистом, какой совет вы могли бы дать себе? И что бы вы рекомендовали своим коллегам, которые только начинают профессиональный путь?
Сложно дать самому себе совет, за всю свою профессиональную деятельность мне, к счастью, выпадали шансы утолять профессиональный голод к разработке, в разных его ипостасях. Вроде бы, я все делал правильно: кликал, нажимал на кнопки, много читал, лупился в монитор по 12 часов в день. Вот таким и получился.
Начинающим программистам я бы предложил оставаться в теме, несмотря ни на что. Конечно, можно уйти из программирования в какую-то другую отрасль или пойти по руководящей линии. А если в голове сидит вопрос заработка, но желание и тяга стать высококлассным специалистом сохраняются, то я бы предложил перетерпеть и остаться технарями. Вопросы заработной платы и обеспеченности, после определенного уровня квалификации, перестанут быть первостепенными.
Подкаст интервью с Дмитрием Решитко
Уважаемые читатели! Приглашаем вас стать спикерами нашей рубрики и дать интервью, в котором вы сможете поделиться своим профессиональным опытом, историями успеха ваших компаний и высказаться по широкому кругу вопросов из сферы ИТ и 1С-разработки. Просто обратитесь в редакцию Инфостарт: dkochergov@infostart.ru, +7(812)309-06-46, доб. 138.
101 доклад с презентациями спикеров